- НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС
- – судебное рассмотрение Международным военным трибуналом (см.) дела главных немецких военных преступников в городе Нюрнберге (Германия), состоявшееся в соответствии с декларациями правительств СССР и других союзных государств о наказании гитлеровцев за совершённые ими неслыханные злодеяния. Советское правительство рассматривало вопрос о наказании военных преступников (см.) и искоренении фашизма как одно из непременных условий обеспечения мира и безопасности народов. Н. п. продолжался с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.
Суду были преданы 24 главных немецких военных преступника: Геринг, Риббентроп, Гесс, Кальтенбрун-нер, Розенберг, Франк, Борман, Фрик, Лей, Заукель, Шпеер, Функ, Шахт, Папен, Крупп, Нейрат, Ширах, Зейсс-Инкварт, Штрейхер, Кейтель, Иодль, Фриче, Редер и Дениц. Обвиняемый Лей до начала процесса покончил жизнь самоубийством, подсудимый Борман судился заочно, а дело в отношении Круппа было приостановлено ввиду болезни последнего.
Главные обвинители потребовали смертной казИЯР для всех подсудимых и признания преступными организациями руководящего состава фашистской партии, СС, СА, гестапо и СД, германского имперского правительства, верховного военного командования (ОКБ) и генерального штаба.
Приговором трибунала подсудимые были признаны виновными в составлении и осуществления общего плана или заговора для подготовки и ведения агрессивных войн, в агрессии против СССР, Польши, Чехословакии, Дании, Норвегии и многих других стран, в нарушении международных договоров, соглашений и мирных заверений, т. е. в преступлениях против мира, предусмотренных п. «а» ст. 6 Устава Международного военного трибунала (см. Преступления против человечества). Подсудимые были также признаны виновными в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, предусмотренных пп. «Ъ» и «с» ст. 6 Устава, т. е. в нарушении законов и обычаев войны, истреблении 15 млн. мирных граждан, убийствах и истязаниях военнопленных, угоне 7 млн. человек из оккупированных территорий в фашистское рабство, разграблении общественной и частной собственности, бессмысленном разрушении городов и сёл, убийствах, истязаниях и преследовании миллионов евреев, поляков, украинцев, белорусов и лиц других национальностей по расовым, политическим и религиозным мотивам, умерщвлении 275 тыс. престарелых и больных людей ядом, умышленном заражении заключённых сыпным тифом и другими инфекционными болезнями, производстве бесчеловечных опытов над живыми людьми и т. д.
Трибунал приговорил 12 подсудимых (Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Иодля, Зейсс-Инкварта, Каль-тенбруннера и Бормана) к смертной казни через повешение. Подсудимые Гесс, Редер и Функ были приговорены к пожизненному тюремному заключению, Шпеер и Ширах – к 20 годам тюремного заключения, подсудимый Нейрат – к 15 годам, а Дениц – к 10 годам тюремного заключения; подсудимые Шахт, Папен и Фриче были оправданы. Оправдание Шахта было не случайным: США вскоре же после процесса использовали его как консультанта при ремилитаризации Западной Германии.
Трибунал объявил преступными организациями: руководящий состав фашистской партии, гестапо, СД и СС. Члены трибунала от США, Великобритании и Франции, составлявшие большинство трибунала, выражая мнение реакционных кругов капиталистических стран, заинтересованных в сохранении фашизма, не сочли преступной организацией СА, а также не вынесли решения о признании преступными германского имперского правительства, верховного военного командования и генерального штаба, указав в приговоре, что члены последних организаций могут быть привлечены к суду индивидуально.
Член трибунала от СССР заявил своё особое мнение о несогласии с оправданием Шахта, Папена и Фриче и назначением Гессу пожизненного заключения вместо смертной казни, а также о своём несогласии по поводу непризнания преступными организациями имперского правительства, генерального штаба и верховного командования. По отклонении ходатайств осуждённых о помиловании и по утверждении приговора Союзным контрольным советом для Германии 10 осуждённых в присутствии специальной комиссии в ночь на 16 октября 1946 г. были повешены в помещении Нюрнбергской тюрьмы, тела их подверглись кремации, а пепел тайно развеян. Осуждённый Геринг за 3 часа до казни 15 октября 1946 г. в своей камере покончил жизнь самоубийством, приняв цианистый калий; Борман, осуждённый заочно, разыскан не был. Местом отбытия наказания осуждённых, приговорённых к тюремному заключению, Контрольным советом была установлена тюрьма Шпандау в Берлине.
Значение Н. п. состоит в том, что он явился первым в истории международных отношений судебным процессом, на котором агрессия была признана международным преступлением, а её виновники наказаны. Приговор Нюрнбергского Международного военного трибунала явился серьёзным предостережением поджигателям новой войны.
Отказ американо-английских империалистов от реализации совместных решений великих держав – участников антигитлеровской коалиции – о наказании военных преступников и от принципов Н. п. практически проявился на всей дальнейшей деятельности США, Англии и других капиталистических государств. Взяв курс на сохранение основных фашистских кадров бывшей гитлеровской Германии для использования их в качестве костяка будущей агрессивной армии, предназначенной для новой войны против СССР и стран народной демократии, США и Англия приняли все меры к тому, чтобы максимально сократить как число первоначально намечавшихся процессов над военными преступниками, так и списки самих преступников, которые должны были подвергнуться наказанию за совершённые злодеяния. Они заменяют самым отъявленным бандитам смертную казнь заключением, сокращают сроки заключения, сотнями досрочно освобождают тех, кто был раньше осуждён, тысячи других объявляют «номинальными» нацистами, полностью освобождая их от ответственности, и т. д. Они не только освободили, напр., одного из главных военных преступников Круша, но даже возбудили вопрос о предоставлении ему денежной компенсации. С помощью освобождённых военных преступников империалисты США возрождают военный потенциал Западной Германии, создают агрессивную германскую армию.
Реакционные круги империалистических государств во время и особенно после процесса открыто объявляли ошибкой осуждение главных немецких военных преступников, а тем самым и осуждение подготовки и развязывания агрессивной войны и военных преступлений.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.